Шарнир голеностопа: дорожная спортивная обувь Alpinestars
23.01.2020 12:09:00
Большинство владельцев дорожных ботинок с шарниром поверх сустава голеностопа уверены, что он предназначен исключительно для того, чтобы раздражать окружающих скрипом, издаваемым при ходьбе. Но это не является его основной функцией.
Как и у любого другого сустава в теле, у голеностопа есть некоторые физиологические рамки, больше которых он не в состоянии согнуться. Сам по себе этот сустав сложный – он допускает подвижность стопы относительно голени по всем трёх осям вращения и удерживается большим количеством мышц и сухожилий. При превышении анатомических границ подвижности наступают сначала болезненные моменты, когда связки тянутся, а потом и травмы, когда растянутые связки не выдерживают, и начинают рваться.
Исключительно в целях самообразования рекомендуется посетить хирурга-травматолога и взять у него прайс-лист на восстановление порванных связок в стопе и голени. Беглого взгляда на этот документ хватит, чтобы понять, что езда в кедах – удовольствие не только небезопасное и болезненное, но ещё и очень дорогое.
Чтобы защитить голеностоп, производители мотоциклетной обуви придумали встроить в неё ортез – внешний повторитель сустава, ограничивающий его излишнюю подвижность. В рамках допустимого он не мешает стопе гнуться вперёд-назад и вправо-влево, а вращение стопы относительно голени происходит вместе с голенищем мотобота. Но при достижении заложенных конструкторами рамок, шарнир упирается в ограничители и не позволяет гнуться дальше.
В самом простом виде это реализовано в мотоботах Alpinestars SMX 6 – там шарнир расположен только на внешней стороне ботинка и ограничивает движение мыска вверх-вниз. Собственная жёсткость пластиковых элементов шарнира ограничивает подвижность стопы относительно продольной оси.
В более продвинутых ботах Alpinestars SMX PLUS пластиковый элемент над ахиллесовым сухожилием крепится к жёсткой пластиковой пятке уже в двух точках – с внутренней и наружной стороны голеностопа. Здесь уже кинематика сложнее, оси вращения не закреплены жёстко, а имеют небольшой люфт в точке крепления, обеспечивающий стопе небольшую подвижность вдоль продольной оси.
В профессиональных гоночных ботах Alpinestars Supertech R снаружи располагается только футляр из пластика и кожи, защищающий от ударов, а шарнир встроен во внутренний защитный сапожок. Он тоже двухсторонний и очень чётко ограничивает подвижность ноги, оберегая её от травм. Они из-за двуслойности менее удобны в надевании и снятии, но возможность тонкой подгонки сапожка по ноге шнурками и высочайший уровень защитных свойств конструкции обеспечивают этой модели огромную популярность в мире мотогонок.
А что до скрипа при ходьбе, так это легко устраняется парой пшиков в шарнир из баллончика с бесцветной силиконовой смазкой.