Про вязкость масла
16.08.2024 13:23:00
Как подобрать моторное масло для мотоцикла
- Сделать лучше хочется каждый раз, когда наступает время технического обслуживания мотоцикла. И нет лучшего триггера для начала дебатов и прений, чем вопрос «Какое масло выбрать?»
Тем временем, ответ на этот вопрос чётно указан в инструкции по эксплуатации мотоцикла, и этот ответ выстрадан тысячами часами испытаний на моторных стендах и сотнями тысяч километров пробега тестовых аппаратов по дорогам разного качества и при разных температурах. Если вы думаете, что в техническом плане лично вы, или ваши гаражные друзья умнее, чем инженеры компании, создавшей ваш мотоцикл, то у меня для вас плохие новости…
Но, как в любой компьютерной игре, есть чит-коды, допускающие некоторую вариативность при выборе масла. Как правило, в мануале указано несколько вариантов вязкости для разных условий эксплуатации, что даёт некоторую свободу для манёвра. Но сначала о том, что значат цифры на банке с маслом.
Первая цифра - степень вязкости. Она показывает, при какой температуре можно запускать холодный двигатель. Рядом с ней стоит латинская буква W — первая буква слова winter («зима»). В соответствии со стандартом SAE J300 динамическая вязкость всесезонных (и зимних) моторных масел определяется так:
-
0W — обеспечивает лёгкий запуск ДВС при температуре до —35 °С;
-
5W — при температуре до —30 °С;
-
10W — при температуре до —25 °С;
-
15W — при температуре до —20 °С;
-
20W — при температуре до —15 °С.
Если мы говорим о дорожных мотоциклах, эксплуатируемых при плюсовых температурах, то не будет никакой потребительской разницы между маслами 0W и 20W, ведь никто заводить мотор и ехать в -35 °С не собирается.
Важнее вторая цифра после тире – кинематическая, или высокотемпературная вязкость. Это величина, показывающая время, за которое некоторое количество жидкости проходит через отверстие определённого диаметра в специальном приборе — капиллярном вискозиметре. Измеряется высокотемпературная вязкость в мм²/с. Наиболее популярные классы кинематической вязкости по стандарту SAE — 20, 30, 40, 50 и 60.
Зависимость следующая: чем меньше цифра, тем масло жиже. И наоборот, чем выше — тем больше вязкость. Лабораторные тесты проводят при трёх температурах: +40 °С, +100 °С и +150 °С. Так можно увидеть динамику изменения вязкости в разных условиях: нормальных (40 °С/ 100 °С) и критических (150 °С).
Чем выше вторая цифра, тем более стабильными будут защитные и смазывающие свойства масла при высоких температурах, что является плюсом, но при этом хуже прокачиваемость масла по каналам и более высокая рабочая температура мотора. Не рекомендуется отклоняться от заводских рекомендация больше, чем на 10 единиц. Залить 10W-50 вместо рекомендованного 10W-40 можно, это будет полезно в жарком климате и при эксплуатации мотоцикла в спортивном режиме, а вот 10W-60 уже точно будет лишним вне пределов трека: никаких преференций при гражданской эксплуатации не даст, только приведёт к изменению теплового режима работы мотора и небольшому снижению мощности.
Ещё одним важным моментом для мотоциклов с «мокрым» сцеплением будет наличие маркировки МА1, или МА2 на банке с маслом. Она говорит о совместимости со сцеплением такого типа и гарантирует отсутствие пробуксовок между ведущими и ведомыми дисками в пакете. И если на маломощных мотоциклах ещё допустимо применение недорогих автомобильных масел, то быстрые-мощные аппараты точно не поймут такой экономии.
Перед покупкой масла для ТО загляните в мануал, чтобы понять, какая требуется вязкость. Если мануала нет, скажите модель вашего мотоцикла нашим продавцам-консультантам. Они помогут подобрать бренд и продукт, идеально подходящий именно вашему мотоциклу. В наших салонах представлены марки LAVR, LIQUI MOLY, MOTOREX и MOTUL.