Освоить ATV никогда не рано!
Вы не задумывались о том, почему на чемпионатах мира и Европы по техническим видам спорта россиян не встретишь даже в двадцатке? Да потому, что в свое время нашим ребятам просто не на чем было ездить. Когда на Западе дошкольники вовсю рассекали на маленьких кроссовых мотоциклах, четырехколесниках и снегоходах, наши дети могли увидеть всю эту технику разве что по телевизору. Сейчас, слава богу, появилась она и у нас. Впрочем, вовсе не обязательно готовить из мальчишек и девчонок профессиональных спортсменов. Пусть просто катаются на свежем воздухе, развивая координацию, реакцию, решительность. Одно дело - ехать с родителями в роли пассажира, и совсем другое - владеть собственным ATV или снегоходом. Сложно ли освоить четырехколесник малого формата? Наверное, достаточно сказать, что двое из тройки юных участников нашего тест-драйва сели за руль впервые.
![]() |
Все настоящее!
'Arctic Cat 90' так мал, что на улицу из мотосалона мы его не выкатили, а вынесли. Тем не менее это настоящий квадроцикл с настоящим четырехтактным (заметьте, не двухтактным!) двигателем. По-взрослому заливаешь бензин в бак - и вперед.
У двигателя верхнеклапанная головка с двумя клапанами, а охлаждение - принудительно-воздушное. С правой стороны стоит улитка вентилятора, которая гонит холодный воздух вокруг самых горячих деталей мотора - поршня, стенок цилиндра и клапанной головки. Трансмиссия - клиноременная передача (вариатор) с задним ходом. Передняя подвеска, как у больших четырехколесников, на А-образных рычагах, задняя - маятниковая с моноамортизатором. Задняя неразрезная ось приводится цепью (это и ради борьбы с весом, и для удешевления конструкции). Тормоза: передние барабанные, задний - дисковый, с гидравлическим приводом.
Бестрепетно усевшись на квадроцикл, семилетняя Соня нажала кнопку на левой стороне руля, и мотор моментально ожил. Ну а если аккумулятор подсядет? На такой случай у детских машин предусмотрен полноценный кик-стартер, как у скутеров, сделанный как раз под ногу маленького пилота.
Что мне не очень понравилось в этом образчике компактной техники, так это хитро припрятанный рычаг включения передач вперед/назад. Чтобы включить, надо сильно наклониться и нашарить его под бензобаком. Я уже хотел сказать пару ласковых слов в адрес конструкторов, но тут выяснилось, что сложной эта схема кажется только мне, большому дяде. А вот Сонечка, едва ей показали, как включать передачи, моментально начала ими пользоваться безо всяких затруднений. Мало того, вскоре возникла другая проблема: как остановить малолетнюю гонщицу, которая азартно сновала на мини-ATV туда и обратно со скоростью челнока швейной машинки…
' Arctic Cat 150' – серьезная машина. Объем двигателя второго четырехколесника равен 149 куб. см. Это в три раза больше, чем у популярных скутеров «полтинников» . Разумеется у ATV лвиная доля мощности направлена не на скорость , а на тягу но все равно Arctic Cat 150 машина весьма резвая . Потому для совсем малышей и не предназначена. С ней могут справится лишь пилоты младшего школьного возраста.
Мотор здесь одноцилиндровый, четырехтактный, с двухклапанной головкой и воздушным охлаждением. Цилиндр в алюминиевой рубашке с сильно развитым оребрением охлаждается встречным потоком воздуха. Понятно, что весной и летом (особенно после покатушек по бездорожью) ребра цилиндра будут забиваться грязью. Чтобы двигатель из-за этого не перегревался, юный владелец должен после каждой прогулки тщательно вычищать грязь. Придется родителям приучить чадо к технической аккуратности или... самим следить за чистотой мотора.
Ходовая у '150-го' классическая: передняя подвеска независимая с А-образными рычагами. Задняя - маятниковая с моноамортизатором, неразрезной осью и приводом цепью. Тормоза, как и у предыдущей модели: спереди два барабанных, сзади - один дисковый с гидравлическим приводом.
Пилотом на 'Arctic Cat 150' выступает десятилетний Олег. Это его первая поездка на четырехколеснике, и видели бы вы, как загорелись глаза мальчишки, когда ему разрешили сесть за руль. Первые два круга с инструктором, потом самостоятельно. Ну что сказать, современные дети мгновенно обучаются всему, что им интересно. И это касается не только компьютеров или мобильных телефонов, но и ATV. По тому, с каким сожалением Олег покинул седло четырехколесника, с которым успел за короткое время сильно подружиться, было кристально ясно: его родителей ждет осада на предмет покупки собственного квадроцикла.
![]() |
Максимальное приближение. Модель ATV Arctic Cat 300 для подростков по конструкции уже максимально приближена ко 'взрослым' аналогам. Форма и качество пластика, головные фары, сиденье - все точно такое же, только более изящное. Даже жидкокристаллический дисплей под стать большому ATV - с полным набором показателей практически всех важных функций четырехколесника.
Мотор объемом 270 куб. см, четырехтактный, верхневальный, с двумя клапанами на цилиндр. Охлаждение жидкостное, принудительное, то есть имеется помпа. Двигатель запускается электростартером, а как аварийный вариант имеется шнур кик-стартера, словно у спортивных квадроциклов. А теперь самое интересное: привод на заднюю ось у 'Arctic Cat 300' осуществляется уже не цепью, а совершенно по-взрослому - карданным валом, и у маленького четырехколесника есть понижающая передача. И все тормоза (два спереди, один - сзади) -дисковые. Маятниковая задняя подвеска с моноамортизатором и А-образные рычаги на передней подвеске.
15-летний Саша - не новичок, а спортсмен, и на'квадриках'накатался, пожалуй, уже больше, чем я за всю жизнь. Поэтому пару километров до кроссовой трассы я решил сам проехать на 'трехсотке'. Конечно, мужик весом за 95 килограмм на подростковом ATV выглядит не слишком презентабельно, но в принципе, смею заверить, эта маленькая машинка вполне подходит и для взрослых людей. Я в нее за время короткой поездки влюбился. Двигателя, укутанного в водяную рубашку охлаждения, практически не было слышно. Он, тихонько мурлыча, с недетской страстью тащил маленького 'Арктического кота' по подтаявшему снегу, позволяя легко, просто и предсказуемо проходить повороты веером. Похоже, наши маленькие тест-пилоты решили, что дядя из 'Клаксона' сам впал в детство. А я жалел только об одном - что в моем собственном детстве о такой технике не приходилось даже мечтать...
Советы родителям.
Помимо самого четырехколесника маленькому пилоту понадобится соответствующая экипировка. В том числе на случай падений с ATV. На голову - хороший кроссовый шлем, очки. Обязательно - защита груди, спины, рук (тоже кроссовая или 'черепашка', в которой ездят на мотоцикле). Плюс наколенники, перчатки с карбоновой защитой и желательно мотоботы.
Разумеется, сразу сажать малыша за руль нельзя. Для начала нелишне показать ему приемы езды на взрослом ATV. Это может сделать инструктор, а лучше - сами родители. Сажаете ребенка на колени, и он рулит под контролем ваших рук, пока не научится нажимать на курок газа и рычаг тормоза. После этого можно пересаживать его на мини-квадроцикл. Для этого необходима большая площадка (скажем, чистое поле), где нет риска врезаться в какое-то препятствие. Сначала на неподвижном ATV закрепляются навыки обращения с курком газа и рычагом тормоза. Потом есть резон провести экзамен на небольшом уклоне, с которого квадроцикл может скатиться с выключенным мотором. В движении маленький пилот должен мгновенно выполнять ваши команды: 'газ' или 'тормоз'. В это время ключ зажигания лежит в вашем кармане. Мотор можно заводить только тогда, когда будете на 101% уверены, что ребенок уже готов ехать самостоятельно.
Для катания желательно выбрать подготовленную трассу. Подойдет и любое свободное пространство близ вашего загородного дома, только надо тщательно убедиться, что на нем нет глубоких ям, канав, притаившихся в траве или под снегом пеньков, коряг и валунов. Понятно, что за самыми младшими квадроциклистами необходим постоянный присмотр взрослых членов семьи. А с детьми постарше следует раз и навсегда договориться, что выезд за пределы определенного участка строго запрещен. Не забывайте, что самый компактный детский ATV может развить скорость под 30 км/ч, а 'трехсотка' - до 60 км/ч. При отсутствии вашего контроля риск аварии возрастает многократно.
Даже если вы доверяете ребенку кататься самостоятельно, он должен постоянно находиться в зоне видимости. Модели для самых маленьких обычно снабжаются простым, но весьма эффективным маячком в виде яркого вымпела на высоком древке. Если такого штатного сигнала нет, то несложно соорудить его своими руками, прикрепив к четырехколеснику, например, обычную удочку и прицепив к ней флажок. Кататься она не помешает, а вам легко будет проследить передвижения ATV даже на приличном расстоянии.
Владение собственной техникой, помимо всего прочего, поможет мальчику или девочке с самых ранних лет приучиться к порядку и аккуратности. Логично, если малыш научится заливать в бак топливо, проверять перед поездкой уровень масла и работу того же рычага тормоза, а после катания - самостоятельно мыть свой четырехколесник. В этом смысле детский ATV служит вдобавок и хорошим средством воспитания.
-
статья Вячеслав КИЦИС,фото Дмитрия ПЕРЕПЕЛКИНА