Гусеницы на снегу. Четырехколесник в роли сноумобиля.

Гусеницы на снегу. Четырехколесник в роли сноумобиля.

источник новости
журнал "Клаксон" 04 2011
 

Комплект гусениц для ATV - не новость. Но может ли оснащенный ими квадроцикл служить полноценной альтернативой снегоходу? В чем преимущества и недостатки такого варианта? Отнюдь не праздные вопросы в многоснежные зимы последних лет. Между тем у самих поклонников техники для активного отдыха мнения на этот счет разные. Чтобы внести ясность в спорный вопрос, мы отправились покорять снежную трассу на четырехколеснике Arctic Cat на гусеничном ходу.

С точки зрения расходов ATV и снегоход обойдутся заметно дороже, чем тот же ATV с добавочным комплектом гусениц. Хороший сноумобиль в среднем стоит $15.000, а гусеницы с адаптерами под ту или иную модель четырехколесника - раза в три дешевле. К тому же места в гараже занимают мало - их можно просто развесить по стенам, как это делают с зимними пок­рышками автомобиля. С другой стороны, процесс демонтажа колес и установки гусениц требует времени. Опытный механик потратит на "переобувание" от 40 до 60 минут, но в силу своей специфики четырехколесник, как правило, нахо­дится далеко от сервисов и вообще цивилизации, так что приходится упо­вать на свои силы. Так вот, при приличном опыте и минимальном количестве инструмента у дилетанта на эту операцию уйдет не меньше полутора часов.

Но самое главное - что мы за все эти старания получим? Настоящее удовольствие от снежной прогулки или только его эрзац?

Первые впечатления

Мне трудиться не при­шлось. Пока переодевался в снегоходное обмундиро­вание, механики мотоса­лона успели не только на­деть гусеницы на "Arctic Cat", но и заправить его, и прогреть. Как говорится, "ехать подано".

Это хорошо, что у меня четырёхколесник с V-образным мотором объемом 1.000 куб. см. Комплект из четырех гусениц - штука не легкая, и чтобы двигатель, с трудом вращая их, не задыхался на каждом подъеме, он должен быть мощным и тяговитым. К тому же у литрового "Кота" - электроусилитель руля. В снегу у простого ATV и колеса-то повернуть без усилителя - все руки оборвешь, а если гусеницы, то полное впечатление, что их забетонировали.

Кстати, позже один из несведущих в ATV коллег спросил: чем смазываются траки? И был удивлен, узнав, что смазкой, которая позволяет резиновой гусенице легко скользить по алюминиевым направляющим, заодно охлаждая их, является сам снег. Поэтому, если вам приходится долго ехать по укатанной или покрытой льдом дороге, не забывайте время от времени съезжать на обочину, чтобы зачерпнуть снега гусеницами…

Пока добирался своим ходом до трассы, появились первые впечатления. Жестко. По сравнению с колесами намного жестче, особенно когда наезжаешь на замерзшие колдобины или гусеница проваливается в яму.

Еду, стараясь не превышать рекомендованные 55 км/ч. Во-первых, для пло­хой дороги это нормаль­ный темп, а во-вторых, уже попробовал открыть газ до 80 км/ч…Но на приличной скорости четырехколесник начинает рыскать из стороны в сто­рону, как сыскная собака, а вдобавок у тебя на каж­дой кочке душа стремится расстаться с телом. Да уж, в этой дисциплине ATV на гусеничном ходу явно про­игрывает снегоходу, для которого 80 км/ч - вообще не скорость.

А вот и первое настоящее испытание. Чтобы попасть на заснеженное поле, мне надо не просто пересечь автомобильную трассу, а еще и преодолеть двухмет­ровый снежный бруствер, наваленный чистивши­ми дорогу грейдерами. На снегоходах я несколько раз попадал в такие ловушки. Вроде бы ерунда, но на са­мом верху эти валы обычно присыпаны мягким снежком. Чуть не угадал со скоростью (а это легко, потому что начинаешь осторожничать – ведь не видно, что там за высоким хребтом), замедлился – и снегоход сел. Лыжи свисают по одну сторону сугроба, гусеница беспощадно вращается по другую… Поверьте копать придется долго.

Но сейчас я на чисто гусеничной машине. Карабкаюсь на бруствер нарочито медленно. Для чистоты эксперимента застываю на пару минут этаким сфинксом на самом верху и, внимательно разглядев крутой спуск, предельно медленно сползаю вниз. Вот это класс! Снегоход тут отдыхает.

Заметно уступая снегоходу в скорости, ATV на гусеницах даст ему приличную фору в проходимости.

По целине

Раскинувшееся за бруствером заснеженное поле на снегоходе я бы пролетел на одном дыхании. Если бы ничто этот полет не прерывало. Но тут та же история: чуть упала скорость - и ты имеешь шанс размяться, откапывая машину из снежного плена. На ATV в гусеницах получается не так быстро, зато я проутюжил это поле вдоль и поперек. И разгонялся, и останавливался... тьфу ты, даже противно от такой простоты, как по асфальту. Ну, кто ищет, тот всегда найдет. Окончательно обнаглев, спрыгнул в нетронутую целину, по пояс провалился, оглянулся... а там и от четырехколесника только один руль виден, все остальное ушло под снег. Не без труда докопался до седла, забрался в него, завел двигатель и начал себя уговаривать: "Только не спеши, оши­баться нельзя. Ты обяза­тельно выберешься. Это же современный ATV с подключаемым передним мостом и понижающим рядом в коробке. О таких опциях обычный снегоход даже не слыхивал. К тому же, если посчитать, то площадь четырех гусениц, контактирующих со снегом, всегда больше одной, пусть даже очень широкой". Все включил, еще раз проверил и нажал на курок газа.

Мне даже неудобно, что я об этом так долго рассказывал. Дальше все было как-то буднично и скучно. Из снежной ямы я выехал так, словно из своего гаража.

А вот и подъемчик, который снегоход легко преодолеет, разумеется, опять-таки с ходу. Причем ход этот должен быть весьма приличным, иначе придется "ловить" затухающую скорость, да еще и успеть развернуться на середине подъема, чтобы благополучно вернуться к подножию горы.

Свой ATV я остановил как раз на середине подъема. Теперь надо очень нежно нажать на курок газа, чтобы гусеницы не сорвались в пробуксовку, и тогда четырехколесник просто обязан тронуться вверх. Представьте себе, он и пополз, легко и просто, будто муха по стеклу, которой безразлично, куда ползти, вверх или вниз.

Вот этот трюк снегоходу точно не под силу. Так же, как ATV на гусеничном ходу никогда не разогнаться до 150 км/ч по самой хорошей зимней дороге. В общем, вывод из нашего тест-драйва должен звучать так: каждому свое. Точнее, у каждого свои плюсы и минусы.

Ну а если хотите знать мое сугубо личное мнение... Вот вам маленькая зарисовка из моей практики. Тест снегоходов в Лапландии. Снега по шею. Ладно бы мы. журналисты, но и сами финны, лучшие в мире снегоходчики, засаживают спортивный сноумобиль в глубокий сугроб. Посылают на помощь вайд-трак (снегоход повышенной проходимости с особенно широкой гусеницей) и... засаживают его рядышком. Что делать? Заводят выставочный образец четырехколесника на гусеницах, который, между прочим, стоял на пьедестале как памятник самому себе. Деловито съехав с постамента, он капроновым фалом выдергивает из снега сначала спортивный аппарат, затем вайд-трак. После чего сам, без посторонней помощи, вновь забирается обратно на пьедестал. Надо что-то к этому добавлять?

Автор: Вячеслав КИЦИС.
Фото: Алексея БАРАШКОВА.

Возврат к списку